Налогоплательщиков будут проверять в ГНС

В налоговой говорят, что изменения позволяют уменьшить количество проверяемых налогоплательщиков, а следовательно — задействовать механизм первоочередного реагирования на случаи, в отношении которых существует большая вероятность недоплаты налогов или сокрытия доходов.

С 11 февраля изменились критерии отбора налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, которых Государственная налоговая служба будет определять для проведения проверок. Это предусмотрено приказом Министерства финансов от 10 декабря 2021 №655, который был опубликован сегодня, 11 февраля, в «Официальном вестнике» №12, и вступил в силу с момента опубликования.

Кроме технических изменений, таких как изменение названия территориальных органов ГНС — с «Офиса крупных налогоплательщиков ГНС» на «межрегиональные управления ГНС по работе с крупными налогоплательщиками», а также новых редакций приложений по структуре планов-графиков проверок, приказом также изменены критерии для отбора плательщиков в целях проведения проверок.

Как следует из материалов, обнародованных во время общественного обсуждения документа в октябре 2021 года, никаких законодательных изменений, которые бы побудили менять критерии, не произошло. В качестве аргумента Минфин ссылается на собственные же нормативные акты или на акты Кабмина, разработчиком выступал все тот же Минфин.

«С целью выполнения раздела IV Приоритетов деятельности ГНС на 2021 год по противодействию уклонению от налогообложения путем эффективного управления рисками и повышению аналитической способности в связи с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Украины от 02.12.2020 № 734 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовых актов Министерства финансов Украины», которые вступили в силу с 01.03.2021, в частности в Форму и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2016 № 21, и в соответствии с положениями постановления Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 г. № 1165 «Об утверждении порядков по вопросам приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» возникла необходимость усовершенствования критериев рисковости от осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщиков», — отмечается в пояснительной записке.

Также речь идет о том, что измененные критерии риска позволяют задействовать механизм первоочередного реагирования на те случаи, в отношении которых существует большая вероятность недоплаты или сокрытия объекта налогообложения, а также способствуют уменьшению количества проверяемых субъектов хозяйствования.

В частности, изменения в критериях отбора налогоплательщиков – юрлиц предусматривают:

— внедрение нового критерия отбора налогоплательщиков – юридических лиц средней степени риска – «уплата налога на прибыль за соответствующий год в объеме менее 1,5 процента от объема возмещенного налога на добавленную стоимость в размере более 10 млн грн в течение календарного года»;
— исключение такого критерия риска, как «наличие разногласий у налогоплательщика с системой автоматизированного сопоставления налогового обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов (завышение налогового кредита) в сумме более 1 млн грн, или более 5 процентов общих объемов налогового кредита, но не менее 100 тыс. грн» при отсутствии источника информации для расчета риска;
— для однозначного толкования алгоритма расчета критерия отбора налогоплательщиков – юридических лиц высокой степени, текст «прочие расходы превышают 30 процентов общих расходов операционной деятельности» уточнен. В новой редакции указано, что подразумеваются «операционные расходы»;
— произошло перенесение критерия «декларирование экспортных и/или импортных операций без фактического осуществления таких операций» с высокой степени в критерии риска средней степени;
— для однозначного толкования алгоритма расчета критерия отбора налогоплательщиков – юридических лиц высокой степени слова «рост долгосрочных обязательств и обеспечений в сумме более 10 млн грн или превышающих 30 процентов общих объемов поставки» заменяются словами: «сумма долгосрочных обязательств и обеспечений более 10 млн грн или превышающих 30 процентов от общих объемов поставки»;
— для повышения точности отбора для контроля наиболее рисковых хозяйствующих субъектов меняется редакция критерия риска средней степени налогоплательщиков – юридических лиц в части предельных сумм. А именно: вместо «наличия разногласий между объемами задекларированных в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость налоговых обязательств или налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и объемами налоговых обязательств, или налоговому кредиту по налогу на добавленную стоимость по данным Единого реестра налоговых накладных на 5 и более процентов», теперь используется критерий — «наличие разногласий у налогоплательщика между данными налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Единого реестра налоговых накладных на сумму более 1 млн грн, или более 5 процентов общих объемов налогового кредита, но не менее 100 тыс. грн»;
— из перечня критериев риска средней степени для налогоплательщиков – юридических лиц исключается критерий «наличие негативных решений комиссии ГНС в системе автоматизированного мониторинга соответствия налоговым накладным критериям оценки степени риска, достаточных для остановки регистрации налоговых накладных в течение трех отчетных периодов»;
— для однозначного толкования и сужения круга налогоплательщиков для отбора к проверкам уточняется критерий риска средней степени для налогоплательщиков – юридических лиц, в частности слова «несоответствие данных отчетности регистратора расчетных операций и объемов поставки, указанных в декларациях по налогу на добавленную стоимость» заменено словами «наличие разногласий между задекларированной суммой объемов поставки в декларациях по налогу на добавленную стоимость и суммой расчетных операций, проведенных с применением регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций, в объеме, превышающем 30 процентов».

Относительно критериев для физлиц они уточняются, а также дополняются тремя новыми критериями:

— уточняется критерий риска высокой степени «размер других расходов, в том числе стоимость выполненных работ, оказанных услуг, или сумма рассчитанной амортизации основных средств составляет 30 и более процентов задекларированной в налоговой отчетности стоимости документально подтвержденных расходов, связанных с хозяйственной деятельностью налогоплательщика» — информацией по сумме рассчитанной амортизации основных средств. Уточнение вносится с целью исследования деятельности налогоплательщиков, включающих приобретенный товар в расходную часть при декларировании имущественного положения, и доходов по объектам налогообложения, используемым в хозяйственной деятельности;
— дополняется новый критерий риска высокой степени «объем приобретения, без налога на добавленную стоимость, отраженный в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость, составляет 75 или более процентов объема поставки, без налога на добавленную стоимость, отраженного в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость». Использование такого критерия риска обеспечит исследование происхождения реализуемого товара плательщиками налога на добавленную стоимость при проведении проверки налогоплательщика, поскольку задекларированная информация об операциях по приобретению товаров, услуг и необоротных активов на таможенной территории Украины по нулевой ставке или освобожденных от налогообложения не предоставляет возможности для полного исследования происхождение товара, который в дальнейшем реализуется по основной ставке;
— дополняется новый критерий риска высокой степени «включения в состав расходов в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах сумм амортизационных отчислений при отсутствии сведений о наличии собственных объектов налогообложения», поскольку непредоставление плательщиком сведений об объектах налогообложения и объектах связанных с налогообложением, и одновременное декларирование амортизационных отчислений по их стоимости может быть возможным риском оптимизации налоговых обязательств;
— уточняется критерий риска средней степени, в частности, он излагается в такой редакции «количество наемных работников меньше количества зарегистрированных регистраторов расчетных операций (отдельно на хозяйственную единицу) или других объектов налогообложения», в котором информация о транспортных средствах заменяется на информацию относительно других объектов налогообложения, поскольку регистратор расчетной операции регистрируется в соответствии с объектами налогообложения налогоплательщиков, поэтому необходимо для уточнения критерия учитывать штатную численность работников таких объектов налогообложения;
— дополняется новый критерий риска средней степени «декларирование дохода свыше 220 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, при отсутствии зарегистрированного регистратора расчетных операций и/или программного регистратора расчетных операций и сведений об открытых банковских счетах».

"VRV недвижимость" предоставляет услуги

Индивидуальные консультации

индивидуальные
консультации

Сопровождение сделки

сопровождение
сделки

Используя профессионализм и многолетний опыт работы, «VRV недвижимость» предложит каждому клиенту оптимальное для него решение вопросов, связанных с недвижимостью